РЕМОНТ ОКОВКИ ДЕРЕВЯННОЙ ЛОПАСТИ

Оковка лопасти в эксплуатации часто подвергается повреждению. На ней обнаруживаются вмятины, трещины, обрывы головок заклепок, поперечные разрыву и другие дефекты.

Вмятины скойки глубиной до 3 мм, как правило, не выправляются и не пропаиваются, так как не влияют на аэродинамические и прочностные качества винта. Если же во вмятинах будут обнаружены трещины, то вмятины сле­дует запаять припоем ПОС-40 и зачистить напильником и наждачной шкуркой.

При наличии продольных трещин длиной до 20 мм нужно соединить порванные кромки ударом молотка, под­держивая оковку с противоположной стороны каким-либо предметом, соединенные кромки пропаять припоем ПОС-40 и зачистить личным напильником и наждачной шкуркой.

Заклепки, у которых оборваны головки, удаляются, и на их место ставятся новые. Ремонт производится следующим образом. Оковку приподнимают специальной металличе­ской пластиной, паяльником расплавляют припой и уда­ляют первую половину заклепки. Так же удаляется и вторая половина заклепки. Образовавшееся отверстие в древесине заделывается деревянной пробкой на казеиновом клее В-105 или В-107, затем с обеих сторон металлической оков­ки отверстие выправляется, запаивается припоем ПОС-40 и зачищается. После этого на расстоянии 5—7 мм от ста­рого места заклепки просверливается новое отверстие и ставится новая заклепка.

Поперечные разрывы оковки не более 2 мм на каждой лопасти закрепляются постановкой дополнительных шуру­пов или заклепок на удалении от места разрыва в обе сто­роны 7—10 мм.

Если повреждение оковки имеет глубину более 10 мм, то целесообразно секцию оковки выпилить и проверить со­стояние передней кромки древесины. Длина выпиливаемой части должна быть 100—120 мм.

Поврежденный участок оковки выпиливается ножовкой с таким расчетом, чтобы забоина находилась в середине выпиливаемой секции. Пропиливать оковку следует осто­рожно, чтобы не повредить полотно (насквозь не пропили­вать) .

После надрезов ножовкой металлической оковки голов­ки заклепок рассверливаются зенкером, затем выпиленная секция снимается и заклепки выбиваются.

Если при осмотре передней кромки древесины обнару­жится забоина глубиной 6 мм, то лопасть, а следовательно, и весь комплект бракуются. Забоина менее 6 мм не устра­няется, а устанавливается новая секция оковки.

При разрыве полотна на месте забоины наклеивается

Подпись: If
новая ткань. Для этого отверстия от заклепок заделыва­ются деревянными пробками на казеиновом клее, после чего ремонтируемый участок тщательно промывается от загрязнений ветошью, смоченной в ацетоне или раствори­теле РДВ.

Затем порванный участок полотна покрывается целлу­лоидным клеем или нитроклеем АК-20 и на него наклады­вается полотно, которое притирается к месту деревянным молотком или тампоном. Притертое полотно следует снова покрыть целлулоидным клеем или нитроклеем АК-20, после чего поставить новую секцию оковки. Для ремонта оковки применяются листовая латунь толщиной 0,6—0,8 мм, мед­ные заклепки диаметром 2,5—2,8 мм и припой ПОС-40.

При замене секций оковок следует обращать внимание на правильность стыковки между новой и старой секциями оковки. Зазор между секциями должен быть не более 0,3 мм. Для замены поврежденной секции оковки вырезается по­лоска листовой латуни по размеру поврежденной секции. Среднюю часть одной стороны вырезанной полоски шири­ной 35—40 мм по всей длине протравливают хлористым цинком. Затем этот участок пролуживается припоем ПОС-40. Пролуженная полоска латуни кладется на рабо­чую сторону соответствующего участка лопасти луженой стороной на ребро атаки лопасти, плотно притягивается к лопасти ремнями или шпагатом, подбивается по кромке деревянным молотком до получения правильного профиля кромки лопасти. После этого секция снимается с кромки лопасти и луженая часть секции вновь травится хлористым цинком. В носок выштампованной секции оковки зали­вается расплавленный припой ПОС-18 или ПОС-40 толщи­ной 10 мм. Доводка припоя по толщине слоя производится шабером и напильником.

Перед установкой секции оковки снимается лакокра­сочное покрытие лопасти до целлулоида с участка, приле­гающего к новой секции на расстоянии 25—30 мм по всей длине устанавливаемой новой секции оковки. Затем секция туго притягивается ремнями или шпагатом и вновь подби­вается по кромке деревянным молотком. Для предупреж­дения поломки задней кромки лопасти при затягивании секции ремнями на кромку кладется резиновая прокладка толщиной 6—7 мм и поверх ее железо или алюминий, со­гнутые по форме кромки.

После окончательной подгонки заменяемой секции раз­мечают отверстия для заклепок с таким расчетом, чтобы
крайние по длине секции заклепки первого ряда находи­лись на расстоянии 7—8 мм от краев секции. Остальные заклепки первого ряда располагают на расстоянии 20 мм друг от друга. От поперечной кромки секции первый ряд заклепок размещается на расстоянии 6 мм. Расстояние от второго ряда до первого должно быть 16 мм. В намечен­ных рядах заклепки должны быть установлены в шахмат­ном порядке. Места сверления заклепок кернятся, и секция просверливается ручной или электрической дрелью, после чего ставятся заклепки. Головки заклепок должны быть расклепаны так, чтобы они находились ниже уровня лату­ни на 0,1—0,2 мм. Выступающие с обратной стороны концы заклепок обрезаются. Для расклепки оставляют высоту 4—5 мм. Головка заклепки с другой стороны также раскле­пывается ниже уровня латуни на 0,1—0,2 мм. Затем рас­клепанные головки заклепок травятся хлористым цинком и опаиваются припоем ПОС-40. После этого припой зачи­щается личным напильником и шкуркой вместе с неровно­стями и шероховатостями самой оковки.

Царапины и забоины твердопленочного покрытия лопа­сти заливаются целлулоидным клеем или нитроклеем АК-20.

Мелкие неровности шпаклюются шпаклевкой АШ-30 или АШ-32, зачищаются наждачной шкуркой и закрашиваются два — три раза нитрокраской.

При ремонте лопастей необходимо следить за тем, чтобы центр тяжести каждой лопасти находился в пределах тех­нических условий, так как задняя центровка лопастей мо­жет явиться причиной возникновения флаттера,.а смеще­ние центра тяжести по радиусу лопасти может привести к тряске винта, а следовательно, и к тряске всей конструк­ции вертолета.

Во всех случаях, когда при ремонте мог измениться вес лопастей, обязательно проверяется статическая баланси­ровка рулевого винта.